Использовать традиционный асфальтобетон для строительства дорог не всегда рационально. В качестве примера можно рассмотреть создание подъездных путей к гаражу, дачному участку или внутренних дорог на частной территории. Их поверхность не будет подвергаться высоким нагрузкам, а через несколько лет она может быть качественно отремонтирована с применением современных технологий. Именно поэтому многие люди отдают предпочтение асфальтовой крошке.
Она представляет собой куски асфальтобетона, снятого с дороги при ее ремонте. Они проходят через специальный измельчитель и затем сортируются по фракциям. Такой вторичный материал получил широкое распространение - его можно приобрести в большинстве регионов страны.
Укладка асфальтовой крошки не требует применения дорогостоящей техники или инновационных методик. Процесс начинается с выемки грунта на глубину в 30–50 сантиметров по всей протяженности дороги. На дно укладывается геотекстильное полотно, после чего на него слоями насыпаются мелкий песок и щебень среднего размера. Непосредственно перед засыпкой покрытия укладывается еще один слой песка либо щебня, имеющего размер гранул менее 10 мм.
Асфальтовая крошка разгружается самосвалом или высыпается из заранее подготовленных мешков. Для ее разравнивания не требуется специальных инструментов - процедура может выполняться обычной лопатой или широкой доской. Крупные куски и примеси следует удалить, чтобы обеспечить прочность и долговечность дороги.
Асфальтовую крошку разравнивают вибрационным инструментом. Подбор техники зависит от площади участка, на котором необходимо организовать такое покрытие:
- До 10 кв.м. - ручной вибромолот, бензомолот;
- До 25 кв.м. - виброплита, вибротрамбовка;
- До 100 кв.м. - ручной виброкаток;
- Более 100 кв.м. - автомобильный каток с двумя и более вальцами.
Управлять катком несложно, особенно после небольшой практики. Однако только опытный оператор сможет равномерно уплотнить всю поверхность дороги, предотвратив образование на ней провалов и выступов - поэтому лучше приглашать специалиста для выполнения этого процесса.
Чтобы повысить прочность дорожного покрытия, можно непосредственно перед укладкой обработать асфальтовую крошку битумной эмульсией. Дорога будет готова к эксплуатации уже в день трамбовки, однако для повышения ее надежности лучше повторить операцию через неделю, либо после сильного дождя, поскольку амортизирующая подушка может дать небольшую осадку.
Если по такому дорожному покрытию будут передвигаться исключительно легковые автомобили, его долговечность будет сопоставима с обычными транспортными путями из асфальтобетона. Однако проезд крупной тяжелой техники может разрушить дорогу всего за несколько дней - об этом стоит помнить, создавая подъездные пути к стройплощадке.
Если же дорога будет построена по всем правилам: с соблюдением технологии, с созданием небольшого уклона для стока воды, а также с оформлением дренажных канав и откосов, срок ее эксплуатации может достичь 10–30 лет.